ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Образовательная программа
разработана для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 128» (далее – МБ ДОУ «Детский сад № 128») в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования Санитарными правилами к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций и предназначена для организации образовательного процесса для детей от 1,5 до 8 лет.
Программа учитывает индивидуальные потребности детей раннего и дошкольного возраста, ориентируется на специфику национальных, социокультурных и иных условий, образовательные потребности, интересы и мотивы детей, образовательные запросы и ожидания родителей (законных представителей), возможности педагогического коллектива.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены парциальные и разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений программы, дополнительные общеразвивающие программы, методики, формы и технологии образовательной деятельности с воспитанниками.
Цель: развитие личности детей (в том числе с нарушениями речи) дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Задачи реализации Программы:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- своевременное выявление детей с речевыми нарушениями и определение их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в физическом и (или) психическом развитии;
- создание условий, способствующих освоению детьми с речевыми нарушениями программы и их интеграции в ДОУ;
- оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей детей (в том числе с тяжелыми речевыми нарушениями) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.и необходимой коррекции нарушений их развития (соответствие п. 1.7.6 ФГОС ДО);
- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы (соответствие п. 2.11.2 ФГОС ДО);
- освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья программы, их разносторонне развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации (соответствие п. 2.11.2 ФГОС ДО);
- построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с алалией, дизартрией, заиканием в возрасте 5-7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников. Комплексность педагогического подхода направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Адаптированная образовательная программа для воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую формирование коммуникативных способностей, речевого и личностного развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, его индивидуализацию и позитивную социализацию в коллективе сверстников; определяет основные направления коррекционно-развивающей работы, условия и средства речевого и личностного развития воспитанников, а так же целевые ориентиры и задачи по овладению Программой.
Цель Программы:
Построение системы коррекционно–развивающей работы в группах для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи (с дизартрией, общим недоразвитием речи, алалией, заиканием, недостаточностью усвоения всех средств русского языка у ребенка с билингвизмом) в возрасте 5-8 лет, предусматривающей психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации развития личности воспитанников, полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников. Комплексность педагогического подхода направлена на выравнивание речевого и психофизического развития воспитанников и обеспечение всестороннего гармоничного развития с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Задачи реализации Программы:
- коррекция нарушений развития различных категорий воспитанников с ТНР, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы;
- обеспечение разностороннего развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей;
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного образования и начального общего образования;
- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, творческих способностей детей, их стремление к саморазвитию;
- поддержка и развитие детской инициативности и самостоятельности в познавательной, коммуникативной и творческой деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников;
- формирование предпосылок учебной деятельности (у воспитанников старшего дошкольного возраста), необходимых и достаточных для успешного решения ими задач начального общего образования;
- своевременное выявление воспитанников с речевыми нарушениями и определение их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в физическом и (или) психическом развитии;
- создание условий, способствующих освоению воспитанниками с речевыми нарушениями программы и их интеграции в ДОУ;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах коррекции имеющихся проблем, охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.